Какими нормативными актами руководствуются приставы

Подзаконные нормативные правовые акты как источники правового регулирования деятельности судебных приставов

Подзаконные нормативные акты принимаются уполномоченными государственными органами во исполнение законов и не должны противоречить им (схема 6). Подзаконные нормативные акты обладают меньшей юридической силой, нежели закон: в случае противоречия применяться должен именно последний.

Федеральные подзаконные нормативные акты могут приниматься Президентом РФ, Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 118 судебные приставы руководствуются в своей деятельности подзаконными нормативными правовыми актами. При этом они должны соответствовать Конституции РФ и законам. Какие именно это подзаконные акты, какими органами они могут приниматься, не уточнено.

В статье 2 ФЗ № 229 в качестве органов, которым предоставлено право принимать подзаконные акты по вопросам обеспечения исполнительного производства, указаны только Президент РФ и Правительство РФ. При этом Президент РФ принимает такие акты в форме указов, а Правительство РФ — в форме постановлений. Можно отметить

Схема 6. Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность судебных приставов

следующие принятые ими нормативные акты, относящиеся к деятельности судебных приставов:

  • • Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (далее также — Указ №1313);
  • • Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» (далее также — Указ №1316);
  • • Указ Президента РФ от 10 августа 2011 г. № 1072 «Об утверждении перечня информации о деятельности Федеральной службы судебных приставов, размещаемой в сети Интернет»;
  • • Указ Президента РФ от 21 августа 2012 г. №1204 «Об учреждении знамени Федеральной службы судебных приставов и знамен ее территориальных органов» (вместе с Положением о знамени Федеральной службы судебных приставов и знаменах ее территориальных органов);
  • • Постановление Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 550 «Об утверждении правил возврата должнику исполнительского сбора»;
  • • Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. №516 «О размерах компенсации расходов, понесенных понятым в связи с исполнением обязанностей понятого при совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц»;
  • • Постановление Правительства РФ от 23 июня 2009 г. №526 «О Правилах направления информации о публичных торгах по продаже в ходе исполнительного производства заложенного недвижимого имущества для размещения в сети Интернет»;
  • • Постановление Правительства РФ от 2 октября 2009 г. №776 «Об обеспечении боевым ручным стрелковым и иным оружием, патронами к нему, специальными средствами, оборудованием и снаряжением Федеральной службы судебных приставов»;
  • • Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. №540 «О форменной одежде и знаках различия судебных приставов и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов» и т. д.

При рассмотрении подзаконных актов как источников правового регулирования деятельности судебных приставов нельзя обойти вниманием акты Министерства юстиции РФ (далее по тексту также — Минюст РФ). Данный федеральный орган в соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ № 118 осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности ФССП. Кроме того, Минюст РФ назван в качестве органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, в п. 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом № 1313 (далее также — Положение о Минюсте России).

В соответствии с названными положениями Минюст России может принимать нормативные акты, регулирующие деятельность судебных приставов. Однако нужно учитывать соответствующие ограничения, наложенные ст. 2 ФЗ №229: правом принятия подзаконных нормативных актов по вопросам обеспечения исполнительного производства наделены только Президент РФ и Правительство РФ. Поэтому, исходя из сферы действия ФЗ № 229, определенной в его ст. 1, Минюст России не должен принимать нормативные акты, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты РФ, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. По всем другим вопросам, не затрагивающим названную сферу, оно в пределах своих полномочий вправе осуществлять правовое регулирование деятельности судебных приставов.

При этом Минюст России вправе издавать нормативные правовые акты в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Территориальные органы Минюста РФ не вправе издавать такие акты (п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»).

Среди нормативных актов, принятых Минюстом России, можно особо выделить следующие:

Приказ Министерства юстиции РФ от 4 апреля 2008 г. №81 «Об организации работы по выплатам компенсаций в случае гибели (смерти), причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью судебного пристава»;

  • • Совместный приказ Министерства юстиции РФ № 11 и Министерства финансов РФ № 15н от 25 января 2008 г. «Об утверждении инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов»;
  • • Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 21 сентября 2007 г. № 192 «Об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации)»;
  • • Приказ Министерства юстиции РФ от 27 декабря 2006 г. №384 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов»;
  • • Приказ Минюста России от 3 августа 1999 г. № 226 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности»;
  • • Приказ Министерства РФ по налогам и сборам № ВГ-3-10/265 и Министерства юстиции РФ №215 от 25 июля 2000 г. «Об утверждении Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов» и т.д.

Нормотворчество ФССП как органа, объединяющего судебных приставов, может осуществляться в ограниченных рамках. Так, согласно Положению о Федеральной службе судебных приставов, утв. Указом № 1316 (далее также — Положение о ФССП), данный орган исполнительной власти не наделен функцией нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности. В связи с этим ФССП вправе принимать нормативные правовые акты только в случаях:

1) прямо предусмотренных федеральными законами; 2) устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ; 3) касающихся организации своей деятельности.

При этом последняя группа нормативных актов обязательна для исполнения только всеми ее служащими, в том числе и судебными приставами. Можно говорить о локальном (внутриорганизационном) характере нормативных актов, входящих в нее.

В качестве примеров нормативных правовых актов ФССП можно привести:

  • • Приказ ФССП РФ от 24 ноября 2008 г. №475 «Об утверждении Условий оплаты труда работников центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов»;
  • • Приказ ФССП России от 10 декабря 2010 г. №682 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов»;
  • • Приказ ФССП России от 12 мая 2012 г. №248 «Об утверждении Порядка создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде»;
  • • Приказ ФССП России от 29 мая 2012 г. №256 «Об утверждении Регламента Федеральной службы судебных приставов»;
  • • Приказ ФССП России от 1 августа 2012 г. № 334 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» и др.

f Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность судебных * приставов, вправе принимать: Президент РФ, Правительство РФ, Минюст России, ФССП.

Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов

Основные правовые акты, регулирующие деятельность службы судебных приставов Министерства юстиции РФ и исполнение судебных решений, – это Федеральный закон от 21 июля 1997 г. (в ред. от 7 октября 2000г.) «О судебных приставах» и Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве».

Согласно ст. 2 Закона «О судебных приставах» судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, вышеназванными законами и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и Министерства юстиции РФ.

Согласно ст. 5 Закона служба судебных приставов является структурным подразделением Министерства юстиции РФ и возглашается заместителем министра – Главным судебным приставом РФ. В состав этого подразделения входят:

– департамент судебных приставов Минюста России;

– служба судебных приставов Управления военных судов Минюста России;

– служба судебных приставов органов юстиции субъектов РФ;

– структурные подразделения судебных приставов районного уровня, состоящие из судебных приставов, по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

В ст. 1 Закона сформулированы две взаимосвязанные задачи, входящие в компетенцию службы судебных приставов:

1) обеспечение порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

2) исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

Содержательная сторона этой деятельности названных органов раскрывается в ст. 11 Закона «О судебных приставах», которая перечисляет такие функции, как:

– обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

– выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;

– исполнение решения Суда или судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

– обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

– проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранности;

– поддержание общественного порядка в судебных помещениях;

– взаимодействие с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

– предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, задержание их в случае необходимости с последующей передачей органам милиции;

– осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;

– участие по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий.

Приведенный перечень является исчерпывающим и в силу этого расширительному толкованию не подлежит.

Перечень исполнительных документов, подлежащих исполнению судебными приставами-исполнителями, в общем виде приведен в ст. 7 Закона «Об исполнительном производстве». К ним, в частности, относятся:

а) исполнительные листы, выдаваемые судами на основании:

– принимаемых ими судебных актов;

– решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;

– решений иностранных судов и арбитражей;

– решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;

б) судебные приказы;

в) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;

г) удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;

д) оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контролирующие функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов;

е) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

ж) постановления судебного пристава-исполнителя;

з) постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Основной задачей, стоящей перед судебными приставами-исполнителями, является своевременное и надлежащее выполнение функций, возложенных на них Законом «Об исполнительном производстве», в процессе принудительного исполнения названных выше исполнительных документов.

Прокурорам следует иметь в виду, что постановлением Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности положений подп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного Суда Воронежской области, Арбитражного Суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» от 30 июля 2001 г.» положения данных статей признаны не соответствующими Конституции РФ.

В числе иных законодательных актов, которые имеют прямое либо косвенное отношение к деятельности судебных приставов, следует отметить:

1) Трудовой кодекс РФ, гл. 60 «Вопросы рассмотрения и исполнения решений по трудовым спорам»;

2) Кодекс РФ об административных правонарушениях, определяющий порядок принудительного исполнения постановлений о наложении штрафа, конфискации и возмещении имущественного ущерба;

3) Закон РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже» (ст. 35, 36, регулирующие вопросы выдачи судами исполнительных листов в связи с решениями международных коммерческих арбитражей);

4) Гражданский кодекс РФ, часть первая (ст. 350, 447-449, относящиеся к вопросам обращения взыскания на заложенное имущество и порядка его реализации, а также проведения торгов);

5) Семейный кодекс РФ (ст. 99-100, регламентирующие институт заключения соглашения об уплате алиментов);

6) Федеральный закон «Об оружии», поскольку законодательством о судебных приставах предусмотрены наличие специальных средств и огнестрельного оружия у судебных приставов для обеспечения установленного порядка деятельности судов и возможность их применения;

7) Налоговый кодекс РФ, часть первая (ст. 47 – о принудительном взыскании налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика-организации или налогового агента – организации).

В числе постановлений Правительства РФ, регулирующих отдельные вопросы деятельности службы судебных приставов, следует отметить такие, как:

1) «О Федеральном долговом центре при Правительстве Российской Федерации» от 6 января 1998 г. (в ред. от 4 апреля 1999 г.);

2) «О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций» от 27 мая 1998 г.;

3) «Об утверждении Положения о внебюджетном фонде развития исполнительного производства» от 26 июня 1998 г. (в ред. от 2 июня 1999 г.);

4) «Об утверждении Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества» от 7 июля 1998 г.;

5) «Об утверждении Порядка наложения ареста на ценные бумаги» от 12 августа 1998 г.;

6) «Об утверждении Перечня боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также специальных средств, состоящих на вооружении службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации» от 30 декабря 1998 г.;

7) «О реализации конфискованного и арестованного имущества» от 23 апреля 1999 г.;

8) «Об утверждении норм обеспечения боевым ручным стрелковым и иным оружием, боеприпасами и патронами к нему, специальными средствами, а также средствами радиосвязи службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации» от 2 марта 2000 г.

Отдельные вопросы исполнительного производства нашли свое развитие в актах министерств и ведомств.

Действуют, например, совместный приказ Министерства РФ по налогам и сборам и Министерства юстиции РФ от 25 июля 2000 г. № ВГ-3-10/265/215 «Об утверждении порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов».

Действуют также следующие приказы Министерства юстиции РФ:

1) «О мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций» от 3 июля 1998 г. № 76;

2) «Об обязательном назначении специалиста при осуществлении оценки ценных бумаг, на которые обращается взыскание» от 27 октября 1998 г. № 153;

3) «Об улучшении работы по отбору специализированных организаций для продажи арестованного имущества» от 12 ноября 1998 г. № 166 (в ред. от 27 июня 2001 г.);

4) «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности» от 3 августа 1999 г. № 226.

Законы и приказы, регулирующие деятельность судебных приставов

Деятельность любых сотрудников, относящихся к государственным служащим, регламентируется специальными законами. Это касается и специалистов ФССП, которые работают в соответствии с законом о судебных приставах. Подробнее об этом и других нормативно-правовых актах, касающихся деятельности ФССП, читайте далее в статье.

Федеральный закон

Закон «О судебных приставах» № 118 был принят 04.07.1997 года. Как и многие другие законодательные акты, он постоянно подвергается изменениям и дополнениям.

На некоторые статьи ФЗ о приставах следует обратить особое внимание. Например, ст. 10 закона посвящена полномочиям старшего пристава. Так как он возглавляет определенное отделение службы приставов, за ним закрепляется множество важных обязанностей. Вот некоторые из них:

  • организация работы подразделения;
  • обеспечение мер исполнения подчиненными судебных актов;
  • контроль над нижестоящими исполнителями;
  • подготовка охраны здания при необходимости;
  • организация розыска должника и его имущества и др.

Также стоит обратить внимание на содержание ряда статей, посвященных обязанностям работников службы, трудящихся в разных направлениях. Статья 11 ФЗ 118 о судебных приставах посвящена функциям сотрудников ФССП, занимающихся обеспечением установленного порядка деятельности судов.

В ст. 12 ФЗ о судебных приставах говорится об обязанностях тех сотрудников, которые непосредственно работают с должниками и взыскателями, возбуждают производства на основании поданных исполнительных документов.

Поскольку деятельность сотрудников является проявлением государственной власти, в силу ст. 14 ФЗ о судебных приставах, его требования являются обязательными для исполнения всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории РФ.

Работники ФССП, ответственные за обеспечение установленного порядка деятельности судов, вправе использовать только те методы, которые указаны в законе о судебных приставах. Это:

  • применение физической силы (ст. 16);
  • использование спецсредств (ст. 17);
  • применение огнестрельного оружия (ст. 18).

Приказы

Помимо названного ФЗ деятельность приставов регламентируется несколькими приказами.

Такой нормативный акт как 164 приказ ФССП по ОУПДС посвящен порядку осуществления принудительного привода граждан исполнителями, работающими в судах. Если дело касается разбирательства по правилам гражданского судопроизводства, в случае неявки одной из заинтересованных сторон (истца или ответчика) на заседания, рассмотрение дела откладывается, либо суд выносит заочное решение.

Но во время рассмотрения уголовных дел обязательно присутствие обвиняемого или особого свидетеля, обладающего важными показаниями. Именно в этих случаях приставы исполняют обязанность принудительного привода гражданина в зал заседания, предоставленную решением суда или прокурора.

Этот приказ, принятый 11.12.2015 г., утверждает Инструкцию о порядке выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия, специальных средств и мерах по соблюдению правил оборота оружия в ФССП.

В отношении ФССП России приказ 586 определяет:

  • порядок выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия и спецсредств;
  • организацию приобретения, передачи, учета, перевозки и транспортирования, утилизации и уничтожения огнестрельного и холодного оружия и патронов к нему;
  • процесс обеспечения оружием и патронами должностных лиц ФССП России, уполномоченных на его ношение в силу закона.

Те приставы, которые работают в зданиях суда, руководствуются также 596 приказом ФССП по ОУПДС о порядке организации деятельности приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. В частности, этим документов устанавливаются следующие обязанности:

  • обеспечение безопасности судей и других участников процесса в зданиях, помещениях судов, а также при выполнении отдельных процессуальных действий за их пределами;
  • обеспечение безопасности доставки уголовного дела, вещдоков;
  • поддержание общественного порядка в зданиях, помещениях судов;
  • выполнение распоряжений председателя суда, касающихся обеспечения порядка;
  • осуществление охраны и т.п.

Этот приказ посвящен специальной подготовке сотрудников ФССП. В частности, 620 приказ ФССП России определяет, в каком порядке осуществляется организация спецподготовки, особенности физподготовки как одной из ее составляющих. В документе представлены различные нормативы по упражнениям, которые должен уметь выполнять судебный пристав для дальнейшего использования в своей профессиональной деятельности (в том числе, с использованием оружия).

Рассмотренный нами закон о приставах и об исполнительном производстве обязателен для всех сотрудников без исключения, поскольку за исполнением существующих в нем положений осуществляется прокурорский надзор.

Незаконные действия сотрудников ФССП караются привлечением к соответствующему виду ответственности. Например, ущерб, причиненный гражданам и организациям, подлежит возмещению в соответствии с нормами гражданского законодательства. В то же время влекут за собой привлечение к административной ответственности, а преступления – к уголовной.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 110-71-84

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 110-71-84

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68

Деятельность служб судебных приставов в РФ

1. Нормативно-правовая база регулирования деятельности служб судебных приставов в РФ.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность службы судебных приставов в РФ, являются:
• ФЗ от 21.07.1997г. №118-ФЗ «О судебных приставах»;
• ФЗ от 21.07.1997г. №119-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
• Указ Президента РФ от 13.10.2004г. №1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»;
• Приказ Минюста РФ от 09.04.2007г. №69 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов»;
• Приказ ФССП РФ от 03.08.2006г. №96 «Об утверждении служебного распорядка Федеральной службы судебных приставов» и др.
2. Федеральная служба судебных приставов РФ.
В настоящий момент в составе Министерства Юстиции России действует Федеральная служба судебных приставов, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. ФССП России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.
Основными задачами ФССП России являются:
1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
2) организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
3) управление территориальными органами ФССП России (далее – территориальные органы).
ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы. Территориальным органом Федеральной службы судебных приставов является управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующее на территории субъекта Российской Федерации. В территориальный орган ФССП России входят:
аппарат управления территориального органа ФССП России;
структурные подразделения территориального органа ФССП России, состоящие из государственных служащих и работников, возглавляемые начальниками отделов – старшими судебными приставами.
Территориальный орган ФССП России возглавляет руководитель – главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, который также имеет заместителей.
На территории Волгоградской области действует Управление Федеральной службы судебных приставов России по Волгоградской области, которое находится в г. Волгограде.
3. Права судебных приставов – исполнителей при обеспечении принудительного взыскания задолженности организаций по налогам и сборам и исполнительным документам.
ФЗ от 21.07.1997г. №118-ФЗ «О судебных приставах», ст. 12
Судебный пристав – исполнитель имеет право:
получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;
проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;
объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;
совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве.

Судебные приставы: функции, задачи, обязанности

Судебные приставы. Кто это? Какие у них задачи? Что входит в круг обязанностей судебных приставов?

Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (ФССП России) федеральный орган государственной власти, функциями которого являются обеспечение установленного порядка деятельности судов, принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, а также должностных лиц. Кроме того, данный государственный орган реализует правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

В Российской Федерации судебные приставы являются федеральными государственными гражданскими служащими Российской Федерации.

Федеральная служба судебных приставов России подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации.

Основными задачами данного органа государственной власти являются:

  1. Обеспечение установленного порядка деятельности судов всех уровней, а также мировых судей;
  2. Организация принудительного исполнения вступивших в законную силу и не исполняемых в добровольном порядке судебных актов, судебных актов, подлежащих немедленному исполнению, а также актов других органов и должностных лиц;
  3. Исполнение уголовно-процессуального законодательства по делам, отнесённым к подследственности Федеральной службы судебных приставов;
  4. Управление территориальными органами ФССП России.

Судебные приставы подразделяются на:

  • судебных приставов-исполнителей;
  • судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

В чем заключается разница между двумя этими должностями?

Судебный пристав-исполнитель – должностной лицо, в чьи обязанности входит непосредственно принудительное исполнение судебных актов, актов других органов.

Основной обязанностью является исполнение решений, постановлений, заключающееся во взыскании денежных сумм. Взыскание подразумевает под собой наложение ареста на денежные средства, как на наличные, так и находящиеся на счетах должника, также и арест имущества, с последующей его реализацией и погашением задолженности. Кроме того, для скорейшего исполнения находящихся в производстве исполнительных документов, судебный пристав наделен дополнительными полномочиями, а именно: возможностью установления запрета выезда за пределы Российской Федерации, запрета на выдачу загранпаспорта, запрета на отчуждение имущества (движимого или недвижимого), запрета на отчуждение плодов интеллектуальной деятельности.

Чаще всего жалобы на судебных приставов подаются именно на действия (бездействие) сих доблестных представителей службы. Возможны случаи, когда пристав-исполнитель слишком рьяно относятся к исполнению своих должностных обязанностей и в результате оставляют должника в буквальном смысле без средств к существованию и последнего имущества. Однако, чаще возможен противоположный вариант, когда в рамках возбужденного исполнительного производства исполнительные действия не производятся.

Какие действия в данном случае необходимо предпринять должнику и взыскателю для защиты своих прав в рамках возбужденного исполнительного производства? Прежде всего нужно знать, что Федеральная служба судебных приставов, как и любой другой орган государственной власти, в своей деятельности руководствуется законами и подзаконными актами. Основными нормативными актами являются:

  • Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  • Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».

Первый из них определяет сроки, условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, регламентирует размер удержаний из заработной платы и иных доходов должника, также содержит виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Вторым законом регламентированы права и обязанности судебных приставов.

Пристав по ОУПДС – встречается в основном на входе в органы судебной власти (суды), требуя от вас предъявить паспорт (сумку, коробку, барсетку и т.д.). При осуществлении исполнительных действий выступают в качестве силовой поддержки пристава-исполнителя, а также в качестве бесплатной рабочей силы для погрузки, выгрузки, подъёма и переноса изъятого у должников имущества.

При осуществлении своих служебных обязанностей судебными приставами исполнителями обязательно ношение форменной одежды и нагрудного служебного знака судебнoго пристава, что отличает их от всевозможных коллекторов, представляющихся зачастую именно приставами.

Нагрудный служебный знак представляет сoбой фигурный щит, с наложенными на него рифлёными лучами с лентами, круглым медальoном с двуглавым oрлoм, лентой с серией и номером, а также надписью «ФССП России». Каждый нагрудный знак имеет свою серию и нoмер. Данный знак должен размещаться на левой стороне груди форменной одежды или гражданского костюма судебного пристава.

Так что, при наличии элементарных познаний в области исполнительного производства, вы можете обезопасить себя от большинства проблем, возникающих в ходе исполнения судебных и иных актов.

Автор: Потапов Павел Евгеньевич, юрист-эксперт ЭПОД юридической компании ООО «Волжский гарант»

Ссылка на основную публикацию