Налог на моторные лодки

Налоги на маломерные судна

Систему налогообложения, применимую к маломерным судам, в частности моторным лодкам, катерам, яхтам, гидроциклам, регулирует Налоговый кодекс РФ, а именно его статьи под номером 358, 361, 362.

Какие суда подлежат налогообложению?

Согласно первому пункту ст. 358 к объектам налогообложения относятся гидроциклы (водные мотоциклы), катера, моторные лодки, яхты, парусные суда, несамоходные суда (буксируемые), а также другие водные ТС, прошедшие регистрацию.

Исключения

  • ТС, находящиеся в розыске (необходимо подтверждение);
  • ТС, относящиеся к федеральным органам исполнительной власти;
  • пассажирские и грузовые морские и речные суда, принадлежащие на правах собственности организациям, занимающимся перевозками соответствующего типа;
  • промысловые речные и морские суда;
  • лодки, для управления которыми используются весла;
  • моторные лодки с силовыми установками мощностью не более 5 л.с.

Ставки налогов

Размер налоговых ставок определяется субъектами страны. Он находится в непосредственной зависимости от следующих показателей:

  • мощность силового агрегата или валовая вместимость;
  • категория ТС;
  • количество ТС.

Так, в городе Москве для моторных лодок, катеров и других водных ТС, имеющих силовую установку мощностью до 100 л.с. (73,55 кВт) налоговая ставка составляет 100 рублей, свыше 100 л.с. – 200 рублей.

Для яхт и других парусно-моторных судов, мощность силовых агрегатов которых составляет до 100 л.с. налоговая ставка имеет размер 200 рублей, свыше 100 л.с. – 400 рублей.

Для гидроциклов, соответственно, 250 и 500 рублей.

Для несамоходных (буксируемых) судов – 200 рублей с каждой регистровой тонны валовой вместимости.

Каждый субъект РФ имеет право на изменение налоговых ставок в сторону уменьшения или увеличения. Предварительно требуется издание соответствующего законодательного акта. Установлено ограничение на инициативы такого рода – ставка может быть повышена или понижена не более, чем в 10 раз.

Предполагается также возможность дифференцирования ставок с учетом категорий ТС, периода их использования, класса экологичности.

Как исчисляются налоги?

Налоговые органы получают информацию о зарегистрированных или, наоборот, снятых с регистрации ТС, а также о лицах, на которых зарегистрированы эти ТС, от органов, проводящих государственную регистрацию ТС. При этом сведения должны поступать в течение 10 дней после постановки/снятия с учета, а также до 1 февраля каждого текущего года о состоянии на 31 декабря предыдущего. На основании полученных данных налоговые органы производят исчисление налогов.

Когда нужно уплатить налог на маломерное судно?

Конечной датой оплаты транспортного налога является 1 декабря последующего по отношению к отчетному году.

Как можно произвести оплату?

На основании полученного налогового уведомления в отделениях банков, а также при помощи электронных сервисов.

Интересно

Немаловажен тот факт, что при расчете налога не учитывается сезонность. Большое количество собственников маломерных судов используют их только в теплое время года, однако налог им приходится платить за весь год, в том числе за зимние месяцы, которые, по сути, являются временем простоя. Это побуждает некоторых владельцев ставить свои водные транспортные средства на учет исключительно перед началом навигационного периода и снимать их с учета после его окончания. Таким образом, им удается немного сэкономить на уплате транспортного налога.

Новый налог на лодку: изменения коснулись вёсельные лодки и с мотором менее 5 л/с

Теперь вёсельные лодки и лодки с мотором мощностью менее 5 лошадиных сил будут облагаться транспортным налогом, если они были ранее зарегистрированы.

Вскоре все рыбаки и туристы, у кого есть в наличии плавсредство или маломерное судно с двигателем 5 л.с. и меньше, увидят в своих почтовых ящиках уведомления об уплате транспортного налога (если, конечно, они когда-то проводили регистрацию).

Госдума РФ 4 апреля сего 2019 года в третьем чтении приняла и отправила на рассмотрение в Совет Федерации поправки к Налоговому кодексу РФ (Законопроект №607168-7).

Нашего брата в том проекте много чего не касается, а вот изменения, касающиеся водного транспорта — это для нас.

Налог на вёсельные лодки и лодки с мотором менее 5л/с

Ранее (пока на сегодня ещё действует) в НК РФ в статье 358 (Объект налогообложения) пункт 2 подпункт 1 (дословно):

Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил.

Депутаты утвердили, что в такой статье на сегодня нет необходимости и решили установить на законном основании, что она утратила свою силу.

Дело в том, что еще в далёком 2012 году все лодки с мотором нужно было регистрировать в ГИМС.

С того времени много воды утекло: некоторые зарегистрированные маломерные суда уже проданы, или только моторы, некоторые и вовсе «канули в лету» — потеряли свой ресурс и были выброшены, другие были украдены.

Но они до сих пор «висят» в ГИМС. А без собственника снять с регистрации ГИМС не имеет право. Вот поэтому вскоре те самые собственники будут получать «письма счастья» — транспортный налог на лодку, которой может быть и нет уже.

И вот пока они не снимут с регистрации свою некогда лодку — налог будет начисляться.

А на сегодня получается, что все зарегистрированные в ГИМС лодки с мотором будут облагаться транспортным налогом вне зависимости от мощности двигателя.

Про вёсельные лодки — если она более 200 кг, то её необходимо регистрировать и в следствии чего она также облагается налогом.

Базовая ставка транспортного налога на лодку — 200 рублей. Но по сути, налог начисляется на мощность мотора на каждую лошадиную силу. И в разных регионах этот коэффициент разный (до и от 100 л.с.).

В Москве, к примеру, считают 2 коэф: до 100 лошадок = 100 рублей за каждую и от 100 л.с. = 200 рублей.

А в других, к примеру, как в Нижегородской области: до 40 л.с включительно — 30 руб., свыше 40 до 100 л.с. включительно — 50 руб. и свыше 100 л.с. — 100 руб.

Налог на украденную лодку, находящееся в розыске

Также внесли поправки в статье 358 пункт 2 подпункт 7.

  1. Не являются объектом налогообложения:

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

  1. Не являются объектом налогообложения:

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.

Напомню, что по статье 16 Водного кодекса:

1.1. Не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.

Массу следует считать при укомплектованной лодке (пока ГИМС считает так).

Всем НХНЧ (Ни хвоста, ни чешуи)! Семь футов под килем, да прибудет с вами конец Александрова! Следите за моим каналом — дальше ещё интереснее будет!

Налога на весельные лодки не было и не будет

Последние поправки в налоговый кодекс коснулись транспортного налога. А конкретно — весельных и моторных лодок. Не успел закон вступить в силу, как юристы и СМИ начали пугать рыбаков начислениями. Дальше мы бы еще 10 минут ворчали, какие в России некомпетентные СМИ и юристы, но давайте к делу.

На самом деле рыбакам и туристам не о чем волноваться. Никто им квитанции не пришлет, хотя лодки и правда исключили из списка необлагаемого транспорта.

О каких поправках речь?

15 апреля вступил в силу закон, в котором много поправок в налоговый кодекс. Там о льготах для многодетных, отмене деклараций для юрлиц, а также технические уточнения по транспортному налогу.

Одна из поправок касается весельных и моторных лодок мощностью меньше 5 лошадиных сил. Раньше такие транспортные средства были в списке исключений — то есть по закону они не облагались налогом. Владельцу мотоцикла присылали уведомление с налогом, а владельцу весельной лодки — нет. Потому что в налоговом кодексе написано: весельные лодки не облагаются транспортным налогом. Как санитарные самолеты, сельскохозяйственные тракторы и легковушки для инвалидов.

И вот строчку о весельных и маломощных моторных лодках из этого списка необлагаемых налогом транспортных средств убирают. То есть с 2019 года их как будто должны облагать налогом. Но не будут, и вот почему.

Налогом облагается только зарегистрированный транспорт

Чтобы начислить транспортный налог, налоговая инспекция должна узнать, что вот у этого человека есть транспорт. И не просто узнать, а получить официальные сведения из тех органов, что занимаются регистрацией транспорта. Например, машины регистрирует ГИБДД, а водный транспорт — инспекция по маломерным судам.

Регистрировать транспорт должны владельцы. Но только если это положено по закону. Автомобиль и мотоцикл надо регистрировать в любом случае, иначе на нем нельзя ездить. И лодки тоже нужно регистрировать. Но не все: есть список исключений, когда это по закону необязательно. Если лодка не зарегистрирована, налог на нее не могут начислить физически. Это не положено по закону. Нет регистрации — нет налога, и собственник при этом ничего не нарушает.

Весельные и маломощные моторные лодки не регистрируют

В кодексе водного транспорта есть список, какие лодки нужно регистрировать, а какие нет.

Вот какой плавающий транспорт можно иметь и использовать вообще без регистрации (и смс!):

  1. Любые суда массой до 200 кг и мощностью двигателя до 8 кВт (10,9 л. с.).
  2. Спортивные парусные суда длиной до 9 метров без двигателей и мест для отдыха.
  3. Беспалубные несамоходные суда длиной до 12 метров.

Если на весельной лодке нет мотора и ее масса в полной комплектации меньше 200 кг, ее не нужно регистрировать. А значит, транспортный налог на нее и так не начислят. С моторными лодками нужно ориентироваться и на вес, и на мощность мотора. Но в исключениях были 5 лошадиных сил, а регистрации не подлежат даже вдвое более мощные лодки.

Если у рыбака моторная лодка на 30 лошадиных сил, то она и раньше не была в списке исключений. Ее бы зарегистрировали и начислили бы на нее налог хоть до поправок, хоть после.

Налогообложение плавсредств — актуальная тема для водномоторников. На лодочных форумах часто возникают вопросы по ошибочно рассчитанным суммам, но сложность поиска ответов заставила написать этот материал. Сегодня рассмотрим, как не платить налог на лодку в двойном размере, и что делать, если налоговая инспекция потребовала деньги за чужой катер.

В какой налоговой платить за лодку?

До 2014 года налог на маломерное судно оплачивался по месту его базирования согласно 58-ФЗ от 29.06.2004 г. Для надувных лодок это, как правило, адрес судовладельца. Для жестких корпусов — местонахождение лодочной станции или яхт-клуба.

Но 306-ФЗ от 02.11.2013 изменил ситуацию — с 2014 г. налог оплачивается по месту регистрации владельца плавсредства согласно п.2 статьи 83 Налогового кодекса.

В связи с этим стала актуальной ситуация с двойным налогообложением — в случае разных адресов требования нередко выставляли УФНС как по месту регистрации судна, так и владельца.

  • Если вы обнаружили задвоение до момента оплаты — отправьте заявление в электронной форме налоговикам о перерасчете.
  • В случае, когда по ошибке оплатили обе квитанции, необходимо направить заявление через сайт налог.ру (в этом случае вам потребуется электронная цифровая подпись), по почте заказным письмом, или привезти лично (важно наличие на документе вашего автографа).

Что делать, если пришел налог за проданную лодку

Обратите внимание, что налоговое требование выставляется за прошедший год. Таким образом, если вы продали катер в мае 2017 года, то до 1 декабря вам нужно будет оплатить налог за 2016 г. А в 2018-м проконтролировать, чтобы в графе «период владения» за 2017-й стояло число 5/12, а не полный год.

Куда обращаться, если вам вписали несуществующую лодку

К сожалению, такая ситуация встречается всё чаще. Чтобы не платить чужой налог, сразу после обнаружения несоответствия пишите письмо с требованием удалить не принадлежащее вам плавсредство из списка налогооблагаемых объектов. В течение 30 дней инспектор отправит запрос в ГИМС, и внесет изменения. О чём в письменной форме сообщит вам. Если с первого раза не получилось — повторяем до полной победы.

Как снизить налог на маломерное судно

До 2014 года разница в налогообложении плавсредств по регионам достигала десятикратного размера. Например, проживая в Москве, где практически нет мест для водномоторного отдыха, не имело смысла регистрировать катер по месту «прописки» — постановка на учет маломерного судна с подвесным мотором мощностью до 90 л.с. на Волге в Тверской области обходилась дешевле по налогам в 10 раз. Так, «надувнуха» с 25-сильным моторчиком «стоила» в столице 1000 р., а «пластик» с ПЛМ 60 л.с. в Кимрах обходился в 600 рублей в год.

Но в связи с изменениями в Налоговом кодексе место базирования судна перестало иметь значение — платежи начисляются по месту регистрации судовладельца.

Так, зарегистрированный в столичном регионе владелец моторной яхты Princess 56 с двумя двигателями Volvo Penta по 630 л.с. (в сумме 1260 hp) заплатит за год владения 252 тысячи рублей. А собственнику гидроцикла Kawasaki Ultra 310 LX мощностью 310 л.с. придет годовая квитанция на 155 000 руб.

На основании ч.2 ст. 358 НК РФ не облагаются налогом именно весельные лодки, а также моторные суда с ПЛМ до 5 сил. Таким образом, мотолодка без мотора становится несамоходным плавсредством, а не гребной. Поэтому налог придется заплатить. Чтобы этого избежать — зарегистрируйте «докатку» до 5 л.с. — и комплект перестанет быть налогооблагаемым.

А что будет, если не ставить лодку или гидроцикл на учет? В этом случае с 01.01.2018 г. при каждой встрече с сотрудниками ГИМС вам придется платить штраф в сумме 2000-3000 рублей за эксплуатацию плавсредства, не зарегистрированного в установленном порядке (ч. 3 ст. 11.8 КоАП РФ). Причем в качестве меры обеспечения инспекторы могут поместить МС на штрафстоянку.

Поэтому единственным легитимным способом снизить налоговые платежи до «безболезненного» порога — приобрести комплект по средствам, содержание которого (в том числе и налоги) будет для вас необременительным.

Советовать сомнительные схемы с дубликатами и фиктивной продажей мы не будем — это противозаконно.

Хотите вообще не платить налог на лодку — переходите в «нерегистраты». Мотолодка весом до 200 кг с мощностью ПЛМ до 10 л.с. не подлежит регистрации. А значит, за неё не платятся налоги.

Сколько платить за мотор

Сам по себе ПЛМ согласно ч.1 ст. 358 НК РФ не является объектом налогообложения. Оплачивается только владение моторным судном. Однако, по существующей практике, если один мотор вписан в 2 судовых билета — придет «счет» за оба плавсредства.

Поэтому, если ваша «двадцатьпятка» стоит на «Прогрессе», а иногда используется на ПВХ-шке, есть смысл задуматься о продаже лишнего корпуса. Или сменить силовую установку на 9,9-сильный мотор — благо, выпускаются большеобъёмные тяговитые модели этой мощности с незначительными отличиями в конструкции (двухтактные «Сузуки» и Yamaha 9.9-15, 4Т Suzuki 9.9-20).

Как избежать лишних налогов на лодку

  • При продаже моторной лодки сохраните договор купли-продажи и акт приема-передачи плавсредства — это поможет своевременно исключить проданный катер из налогооблагаемой базы.
  • После прекращения регистрации обязательно сделайте копию судового билета с отметкой о снятии с учета маломерного судна или двигателей.
  • Сохраняйте квитанции об оплате налогов за лодки не менее 3-х лет. Если оплачивали в банке — положите бумаги в темное место, чтобы оттиск кассовой машины не обесцветился на солнце.
  • Заведите личный кабинет на сайте nalog.ru — так вы сможете оперативно отслеживать действующие транспортные средства.
  • Не дожидаясь налогового требования, через 2-3 месяца после прекращения права собственности проверьте актуальность базы — ваша бывшая лодка должна перейти из списка действующих в архив.
  • Если заметили лишние плавсредства, а то и вовсе не принадлежащие вам — отправьте в электронном виде заявление на устранение ошибки.

Контролируйте ситуацию, и вам не придется платить налог дважды за одну и ту же лодку или проданный катер. Желаем штиля по курсу, и судового хода без топляков!

Транспортный налог на моторную лодку и гидроцикл

Основным положениям, которые касаются уплаты фискального сбора, отводится глава 28 федерального налогового закона (НК РФ). Однако определяются параметры транспортного налога на лодочный мотор регионами. Прерогатива чиновников органов местного самоуправления устанавливать тарифы, вводить льготы по уплате транспортного налога, которые действительных в этих территориях. Необходимо, прежде всего, знать местное законодательство. Разные регионы применяют ставки, существенно отличающиеся друг от друга.

К объектам, облагаемым налогом, относится и водный транспорт, на что прямо указывается в ст. 358 НК РФ. В список включены не только «солидные» представители этого вида транспорта, такие, например, как яхты, но и обычные лодки с мотором. Однако не все типы моторных лодок подпадают под действие данного законодательства, например, имеющие маломощный движок максимум 5 л.с. не входят в этот список, налог с них не взимается. Как и с других представителей «маломерной» флотилии – весельной, резиновой лодок. Сюда же следует отнести угнанную моторную лодку (факт угона должен быть подтвержденным).

Транспортный налог на лодочный мотор начисляется итогам каждого налогового периода, вне зависимости от того, сколько месяцев простаивало судно по тем или иным причинам. Например, существовал запрет на хождение с мотором во время нереста рыбы, была закрыта навигация. И поскольку лишь зарегистрированные соответственным образом маломерные суда облагаются налогом и только за то время, когда они зарегистрированы, некоторые судовладельцы используют данную «лазейку» в корыстных целях – регистрируют и снимают свою «моторку» с учета по мере необходимости.

Тарифы по регионам

Они должны устанавливаться местными органами власти субъектов. В случае не принятия при определении размера за основу берутся базовые нормативы, которые приведены ниже (2018-2019 г.г):

объект Тариф с каждой л. с., руб. 100 л. с. Гидроцикл 25 50 Яхта 20 40 Катер, мот.лодка 15 20

Приведенные цифры, наглядно показывают, что ставка увеличивается на 1 л.с. вдвое для двигателей, которые мощнее. Тарифы, как отмечалось выше, в субъектах часто разнятся между собой и отличаются от базовых показателей. Они могут быть больше или меньше их. Однако регионы не могут произвести увеличение более чем в десять раз.

Архангельские власти установили для хозяев лодок с ПЛМ за 1 л.с. 52 рубля. То есть, при мощности мотора 75 «лошадей», им приходится отдавать государству 3,9 тыс. руб. А вот иркутяне при одинаковой мощности платят на одну тысячу меньше – 2,96 тыс. руб., так как одна лошадь обходится владельцам лодок в 39,5 рублей.

Однако, бывают и куда более существенные отличия региональных величин от базовых показателей. Например, владелец моторной лодки, проживающий в Амурской области за движок в 100 «лошадок» обязан отдать казне около 10 тыс. рублей. А житель чукотского региона в аналогичной ситуации заплатит на порядок меньше. Не всегда понятно подобное поведение местной власти, какими мотивами она руководствуются.

Внимание! В некоторых субъектах, например Москве и область уже стало традицией устанавливать тарифы по верхнему пределу. А вот регионов, которые бы уменьшали ставки от базового показателя, к сожалению, последние годы практически не бывает.

Льготы по транспортному налогу на моторки

Нередко плательщики, получая извещение, задаются вопросом, положены ли им какие-нибудь льготы по налогу. В частности, волнует он пенсионеров, инвалидов, имеющих небольшие доходы, а также другие социальные группы, такие как, например, многодетные семьи. Каждый регион сам принимает решения, какой категории предоставить частичное или полное освобождение от уплаты транспортного сбора. Вместе с тем, существуют общефедеральные льготы, которые предоставляются:

  1. ветеранам ВОВ;
  2. участникам боевых действий (Чечня, Афганистан);
  3. Героям РФ и СССР;
  4. полным кавалерам ордена Славы;
  5. любому из родителей ребенка-инвалида;
  6. пострадавшим от радиации (Чернобыль);
  7. инвалидам (кроме третьей группы);
  8. находившимся в концлагерях, гетто в период ВОВ.

Пенсионеры, пожалуй, самая многочисленная группа, имеющая льготу на транспортный налог на лодку с мотором и некоторых иных водные ТС с мощностью до 30 лошадей. В том случае, когда налогоплательщик одновременно относится к разным группам, выбирает только одну. И льгота применяется лишь к одному ТС.

Транспортный налог на гидроцикл

Относится к водным средствам передвижения, по классификации является маломерным судном. Вследствие законодательных поправок на роскошь он включен в список объектов повышенного налогообложения. Каждый обладатель водного мотоцикла обязан уплачивать за него транспортный налог, согласно закону.

Транспортные налоги находятся в ведении регионов, к налогообложению местного значения относятся и гидроциклы. Региональные тарифы зависят от многих факторов, но в первую очередь от мощности двигателя. Согласно федеральному НК, за водный мотоцикл, имеющий до ста «лошадок», нужно платить не менее двадцати пяти рублей за 1 л.с., при более мощном двигателе уже в два раза больше, то есть, как минимум, пятьдесят рублей.

Внимание! Все это базовые тарифы, которые региональные власти могут скорректировать, повысив в десять раз.

Тарифы ТН (руб), взимаемого с 1л. с:

Субъект/область 100 л.с.
Москва 250 500
Московская 250 500
Санкт-Петербург 125 250
Ленинградская 125 250
Нижегородская 125 250
Свердловская 82.4 164.1

Рассчитать сумму ТС можно без посторонней помощи. В настоящее время свои услуги бесплатно предоставляют многие сайты. Калькулятор транспортного налога дает возможность без проблем сделать нужный расчет любому плательщику, здесь же можно познакомиться с действующими тарифами. Причем посчитать можно налог не только на лодки с мотором, но и иной транспорт. Сервисы позволяют выяснить, какие положены льготы, произвести их расчет. В общем, обширная информация.

Необходимо знать, что с 2018 года для расчетов используется специальный коэффициент (п. 2 ст. 362 кодекса). Для определения конкретной суммы, которую придется платить, нужно перемножить мощность двигателя на тариф нужного региона. На выходе получится итоговая цифра; если средство состоит на учете меньше, то ее умножаете на это число месяцев, делите на 12.

Ссылка на основную публикацию