Постройки не требующие регистрации

Какие строения нужно регистрировать

У заказчиков нашего кадастрового бюро часто возникает вопрос: какие строения на их земельном участке подлежат регистрации, а какие регистрировать не нужно. Возможно, и у вас есть сомнения на этот счет. Тогда наша статья будет для вас полезной.

Зарегистрировать строение на земельном участке значит:

  1. Поставить на кадастровый учет;
  2. Оформить на него право собственности.

Зачем регистрировать недвижимость?

О том, зачем регистрировать загородную недвижимость, какие строения стоит узаконить, а какие нет, говорится в Федеральном законе “О кадастровой деятельности” от 24.07.2007 N 221-ФЗ. Регистрировать недвижимость нужно:

  • Чтобы в дальнейшем совершить законную сделку купли-продажи или сдачи в аренду
  • Чтобы без проблем подарить или оставить в наследство
  • Чтобы можно было оформить постоянную прописку
  • Чтобы подключить газ или другие коммуникации
  • Чтобы не было штрафа за неуплату имущественного налога
  • Чтобы собственность стала вашей собственностью по закону, строение не снесли, а участок не изъяли.

Какие строения нужно регистрировать?

Государственной регистрации подлежат только объекты капитального строительства.

Объекты капитального строительства — здания, строения, сооружения, которые прочно связаны с землей, т.е. их нельзя перенести на другое место, при этом не разрушив.

Среди объектов капитального строительства можно выделить 2 категории строений, требующих обязательной постановки на кадастровый учет. Порядок регистрации их будет различный. Рассмотрим все особенности более подробно.

Индивидуальный жилой дом

Согласно ч.2 ст.15 ЖКРФ «индивидуальный жилой дом – это изолированное помещение, которое может быть использовано для постоянного проживания, и соответствует установленным техническим и санитарным нормам».

Индивидуальный жилой дом имеет свои признаки (п.3 ст.48 Градостроительного кодекса РФ):

  • предназначен для постоянного проживания;
  • расположен обособленно от других зданий;
  • стоит на отведенном для него участке;
  • имеет не более 3-х этажей;
  • рассчитан на проживание 1-й семьи;
  • предполагает наличие необходимых для проживания коммуникаций (водопровода, электричества, отопления и пр.)

Ранее постановка дома на кадастровый учет производилась на основании 3-х документов: технического плана строения, акта введения дома в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на участок. Сейчас государство упростило этот процесс, но ненадолго.

Согласно закону о Дачной амнистии для оформления загородного дома до 1 марта 2020 года не требуется введение дома в эксплуатацию!

Желающим узаконить свои права на дом нужно помнить об этом. Зарегистрировав недвижимость до этого срока, вы сэкономите и время, и деньги.

Регистрация дома на земельном участке осуществляется на основании 2-х документов:

Технического плана строения. Его подготавливает только кадастровый инженер на основании разрешения на строительство.

* Получение разрешения на строительство является обязательным при постановке на кадастровый учет строящегося дома.

— Правоустанавливающего документа на земельный участок.

Центральное кадастровое бюро оформит технический план и поставит ваш дом на кадастровый учет за 10 рабочих дней.

Нежилые строения

Это дачный или садовый дом, хозяйственные постройки, баня, беседка, гараж и другие строения, расположенные на участке. Они не предназначены для постоянного проживания, но должны обладать признаками капитального строения.

С 1 января 2017 года произошли изменения в ФЗ № 218 от 13.07.2015 г. Новый порядок изменил процесс регистрации строений, расположенных на дачных и садовых участках. Теперь, чтобы поставить постройку на кадастровый учет, вместо заполненной декларации в обязательном порядке готовится технический план.

Для регистрации нежилых построек, вам понадобятся:

— Технический план строения.

*В отличие от техплана жилого дома, технический план нежилого строения составляется без оформления разрешения на строительство.

— Правоустанавливающий документ на земельный участок.

Если вы все еще сомневаетесь, нужно или нет регистрировать объект недвижимости, находящийся на вашем участке, обратитесь за помощью к нашим специалистам. Они без труда помогут разобраться в этом вопросе, просто опишите строение по телефону, либо пришлите нам фотографию вашей постройки. Консультация бесплатна.

Постройки не требующие регистрации

Хорошо известно, что права на недвижимость возникают с момента их регистрации, а недвижимым имуществом является имущество, которое прочно связано с землей и его перемещение без несоразмерного нанесения ущерба его назначению невозможно.

К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного строительства.

Приобретя или создав объекты недвижимости, граждане и юридические лица спешат побыстрее оформить права на данные объекты, обращаясь с соответствующими заявлениями в регистрирующий орган. И бывают очень удивлены в том случае, если регистрирующий орган выносит решение об отказе в государственной регистрации с формулировкой, что право на данный объект в соответствии с законом регистрации не подлежит. Ведь в законах и подзаконных актах конкретно и прямо не указаны случаи, когда права на объекты недвижимого имущества не регистрируются.

Логично, что, получив такой отказ, заявители обращаются в суды за защитой, как полагают, своего нарушенного права, не учитывая того, что не на все объекты права подлежат регистрации.

На какие же объекты права не подлежат государственной регистрации? Рассмотрим эти случаи.

Это, в первую очередь, права на так называемые объекты временного назначения. Например, на торговые павильоны или минимаркеты на остановочных площадках, земля под которыми отводится на строго определенный срок, и которые состоят из легких конструкций – сборно-разборных сэндвич-панелей или из пластика.

Легкие конструкции объекта, изготовленные из сэндвич-панелей, свидетельствуют о возможности его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению.

Оформление технического паспорта на вещь при отсутствии у такой вещи признаков, характерных для недвижимости, само по себе не может являться единственным доказательством того, что объект следует рассматривать как недвижимое имущество по смыслу действующего законодательства.

Во-вторых, не подлежат государственной регистрации права на объекты вспомогательного назначения. Данные объекты выполняют лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям. Они не имеют самостоятельного хозяйственного назначения и не являются отдельным объектом гражданского оборота. Например, железобетонный забор, огораживающий административное здание. В качестве другого примера можно также привести блочный пункт на газопроводе высокого и среднего давления к малярно-сушильному отделению, который предназначен для автоматического поддержания заданного выходного давления на газопроводе, автоматического отключения от подачи газа, а также для очистки газа от механических примесей.

В данных случаях государственной регистрации подлежит право на административное здание и соответственно на газопровод, и не подлежит государственной регистрации право на забор, окружающий здание, и на блочный пункт, подсоединенный к газопроводу. Эта правовая позиция подтверждается судебной практикой, в частности, Постановлением Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13, в соответствии с которым в связи с отсутствием у объекта вспомогательного назначения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.

Объекты вспомогательного назначения не могут самостоятельно эксплуатироваться и использоваться по целевому назначению при осуществлении коммерческой деятельности отдельно от главной вещи.

При этом не важно, являются ли объекты вспомогательного назначения объектами капитального строительства или нет, потому что понятие «объект капитального строительства», используемое в нормах градостроительного законодательства, не тождественно понятию «объект недвижимости», т. к. имеет иную отраслевую принадлежность, объем и содержание.

Также наличие технического паспорта и постановки на кадастровый учет объекта не может безусловно свидетельствовать о том, что объект имеет самостоятельное хозяйственное назначение и не выполняет обслуживающую функцию по отношению к другому объекту.

Однако на некоторые объекты вспомогательного назначения права все же регистрируются. К такому исключению относятся те объекты, права на которые регистрируются по «дачной амнистии», если объект находится на дачном или садовом земельном участке (например, баня, хозяйственная постройка, погреб, теплица).

Таким образом, регистрации не подлежат права на объекты вспомогательного назначения (кроме регистрации прав по «дачной амнистии»), а также права на так называемые временные объекты. И те и другие фактически и не являются объектами недвижимости в полном смысле этого слова.

Что касается результатов рассмотрения в судах дел об оспаривании отказов в государственной регистрации прав на временные объекты или на объекты вспомогательного назначения, то судами принимаются решения об отказе в удовлетворении жалоб заявителей на действия регистрирующего органа. При этом суды обосновывают свои решения тем, что данным отказом права собственника объекта никак не нарушаются, поскольку в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации он вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению. Факт того, что права на объект заявителя не подлежат государственной регистрации, не препятствует ему осуществлять свои права собственника.

Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

Постройки не требующие регистрации

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на editor@garant.ru. Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 марта 2016 г. N ОГ-Д23-3182 “О порядке строительства, государственного кадастрового учета и государственной регистрации объектов недвижимости”

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел обращение относительно соотношения понятий “объект недвижимости” и “объект капитального строительства”, а также по отдельным вопросам порядка строительства, государственного кадастрового учета и государственной регистрации объектов недвижимости и объектов капитального строительства, и в пределах компетенции сообщает.

По общему правилу, объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, являются объектами недвижимости, в отношении которых осуществляется государственный кадастровый учет, и права на которые подлежат государственной регистрации (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, статья 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, далее – Гражданский кодекс, Закон о кадастре, Закон о регистрации соответственно).

Кроме того, в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек относятся к объектам капитального строительства.

Более четких количественных и качественных характеристик объектов недвижимости и объектов капитального строительства, а также иных критериев, позволяющих отнести объект к объектам недвижимого имущества или объектам капитального строительства, либо к объектам, не являющимся объектами недвижимого имущества или объектами капитального строительства, действующее законодательство не содержит.

По общему правилу, строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, порядок выдачи которого предусматривает предоставление среди прочего правоустанавливающего документа на земельный участок (части 2, 7 статьи 51 Градостроительного кодекса).

Завершение строительства объекта капитального строительства подтверждается разрешением на его ввод в эксплуатацию (статья 55 Градостроительного кодекса), которое в силу положений статьи 25 Закона о регистрации, наряду с правоустанавливающим документом на земельный участок, на котором расположен этот объект, является основанием для государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости.

При этом обращаем внимание, что согласно пункту 1.2 статьи 20 Закона о регистрации осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом о кадастре, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, не допускается.

Одновременно следует отметить, что положениями части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса предусмотрен ряд случаев, при которых выдача разрешения на строительство не требуется.

Кроме того, в силу пункта 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности также могут быть установлены дополнительные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется.

В то же время, по мнению Департамента недвижимости, объекты, для строительства которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, могут являться объектами недвижимости с последующей возможностью государственной регистрации прав на них, если такие объекты отвечают признакам, установленным пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса, например, дачные и садовые дома.

Право собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества в случае, если для строительства такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, может быть зарегистрировано в порядке, предусмотренном статьей 25.3 Закона о регистрации, положения которой также предусматривают необходимость подтверждения прав на земельный участок, на котором расположен такой объект.

В силу положений части 9 статьи 25 Закона о кадастре постановка на кадастровый учет объекта недвижимости, для строительства которого выдача разрешения на строительство не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании декларации о таком объекте недвижимости, представленной вместе с заявлением о государственной регистрации прав в соответствии со статьей 25.3 Закона о регистрации, в рамках взаимодействия органа кадастрового учета и регистрирующего органа. Правила указанной части не ограничивают заявителя в возможности постановки на учет указанного объекта недвижимости в соответствии с Законом о кадастре на основании заявления о постановке на учет указанного объекта недвижимости и необходимых для такого учета документов.

При этом следует отметить, что положения главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), в том числе нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые в соответствии с нормами указанной главы Земельного кодекса, регулируют отношения, возникающие в области использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута и не предусматривают принятие распорядительных актов. Разрешение на использование земель или земельного участка не является правоустанавливающим документом на земельный участок, поскольку такое решение не устанавливает вид права на земельный участок и не подлежит государственной регистрации.

Учитывая изложенное, регистрация права собственности на объекты, обладающие признаками недвижимого имущества и для строительства которых не требуется разрешение на строительство, в рамках реализации положений главы V.6 Земельного кодекса, в настоящее время не представляется возможной.

Вместе с тем обозначенный вопрос урегулирован в положениях статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, вступающего в силу 1 января 2017 г.

Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В. Бочаров

Обзор документа

Минэкономразвития России разъясняет отдельные вопросы порядка строительства, кадастрового учета и госрегистрации объектов недвижимости и объектов капстроительства.

В отношении объектов недвижимости осуществляется государственный кадастровый учет, и права на них подлежат госрегистрации.

Строительство таких объектов осуществляется на основании разрешения на строительство. При этом необходимо предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок. Завершение строительства подтверждается разрешением на его ввод в эксплуатацию. Если объект не учтен в госкадастре, его госрегистрация не допускается.

По мнению Министерства, возможна госрегистрация объектов, для строительства которых не требуется выдача разрешения на строительство (напр. дачные и садовые дома). При этом необходимо подтверждать право на земельный участок, на котором расположен такой объект. Постановка последнего на кадастровый учет осуществляется на основании декларации о нем, представленной вместе с заявлением о госрегистрации права.

При этом отмечено, что разрешение на использование земель или земельного участка не является правоустанавливающим документом на земельный участок, поскольку не устанавливает вид права на земельный участок и не подлежит госрегистрации. Поэтому регистрация права собственности на такие объекты в рамках реализации положений Земельного кодекса в настоящее время не представляется возможной.

Указанный вопрос урегулирован в новых положениях Закона о госрегистрации недвижимости, вступающего в силу 1 января 2017 г.

Что нужно регистрировать на даче, какие постройки облагаются налогом и за что могут наложить штраф?

Вопросы о регистрации теплиц, бань и хозяйственных построек на земельных участках все больше волнуют граждан с началом дачного сезона. С каких построек на даче будут брать налог, какие постройки нужно регистрировать и о каких штрафах идет речь?

В начале апреля в федеральных СМИ появилась информация, что дачникам грозят массовые проверки теплиц со стороны налоговой: якобы будет вестись аэрофотосъемка, и если обнаружатся постройки, возведенные с нарушениями, владельцев будут серьезно штрафовать.

Речь о теплицах, оборудованных отдельным фундаментом и водоснабжением, но при этом не зарегистрированных должным образом. Власти приравнивают их к капитальным строениям, с которых нужно платить налоги. Иначе — штраф. Как сообщили издания, избежать его можно лишь в том случае, если докажешь, что это не капитальное строение, и теплица не используется для получения прибыли.

По мнению юристов, доказать это достаточно сложно, а значит, последуют массовые штрафы. Мол, речь идет о «золотой жиле», просторе для взимания штрафов.

Разъяснения представителей Росреестра по поводу регистрации дачных построек на участках

– На даче нужно регистрировать только тот объект, который нельзя перенести, не нарушив его целостность, а также тот объект, который имеет фундамент. Это капитальные домики, дачные домики, имеющие фундамент, бани, имеющие фундамент. Регистрировать теплицы нужно только в том случае, если они стоят на фундаменте. Если теплицу можно спокойно перенести на другое место и у нее нет фундамента, то ее не нужно регистрировать, – сказала Елена Кобец.

По словам Кобец, не нужно регистрировать ни уличные туалеты, ни тем более собачьи будки. Для оформления капитальных строений нужно вызвать на участок кадастрового инженера. При этом нужно быть внимательными и остерегаться нечистых на руку кадастровых инженеров.

Что касается скважин, то их не нужно лицензировать, если они используются в личных, а не коммерческих целях. Проще говоря, если дачник сделал скважину и поливает из нее свой участок, то ее не нужно лицензировать, а если дачник сделал скважину и наладил производство минералки на продажу, то лицензировать такой источник нужно.

Если же граждане, владельцы земельных участков не зарегистрируют капитальные строения в органах Росреестра, то их могут снести. Правда, только после решения суда. Выявлять такие объекты должны органы местного самоуправления. Они могут использовать для этих целей даже дроны.

Но все же обзавестись документами на дачный дом и баню гражданам нужно. Ведь в случае наводнения, пожара владельцы незарегистрированных объектов не получат никаких компенсаций. Также документы нужны в тех случаях, когда на территории СНТ будет вестись строительство многоэтажек. При наличии документов дачники могут потребовать от застройщика куда бОльшую компенсацию. Ведь если на участке есть баня и дом, но нет документов на них, то и юридически таких объектов не существует.

Какие теплицы на участках не облагаются налогом на имущество

В сообщении уточняется, что налогом могут облагаться только те постройки, которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

“Под налоговую базу попадают только постройки, являющиеся объектами недвижимости (с капитальным фундаментом), площадью от 50 кв. м. Теплицы, подходящие под это описание, в большинстве случаев устанавливаются собственниками в коммерческих целях”, – приводятся в сообщении слова заместителя главы Федеральной кадастровой палаты Росреестра Марины Семеновой.

В релизе также отмечается, что обычные теплицы без капитального фундамента, которые установлены для личных нужд владельца участка, хозяйственные блоки, навесы и бытовки не соответствуют определению объектов недвижимого имущества, не регистрируются в ЕГРН и налогом не облагаются.

“Если собственник получит письмо об уплате налога или штрафа на объект, который не подлежит регистрации, он вправе оспорить эти решения”, – цитирует пресс-служба слова Семеновой.

Ранее сообщалось, что вице-спикер Госдумы Ирина Яровая попросила ФНС и Росреестр разъяснить правила налогообложения теплиц после публикаций в СМИ о том, что граждан вынуждают оформлять теплицы как объекты недвижимого имущества и платить налоги.

Налог на дачные постройки: что нужно и не нужно регистрировать

Подмосковные владельцы дач и дачных участков испугались аэрофотосъемки, которую провели власти Московской области. Задача была выявить незарегистрированные постройки, за которые собственники не платят налоги. Жители опасаются, что теплицу или маленькую баню техника с воздуха примет за целый дом. Телеканал «360» разобрался в тонкостях поиска незарегистрированных построек и узнал, что делать собственнику, если ему пришло уведомление на беседку или сарай?

Как проводится мониторинг?

Аэрофотосъемка дачных участков Московской области была произведена еще в 2014 году. То есть сейчас никакие коптеры или самолеты не изучают ваш дачный участок. Для чего это все это делалось? Реальные снимки с самолета сопоставляются с информацией кадастровой палаты Подмосковья. И если вдруг на вашем участке есть незарегистрированная постройка, или на деле ее площадь больше, чем по документам, вам придет уведомление и просьбой зарегистрировать этот объект и начать платить за него налоги

Но надо сказать, что на основе одних лишь снимков никаких решений не выносится. Если нарушение зафиксировали с воздуха, в гости к собственнику придет экспертная группа — специалисты налоговой, сотрудники местной администрации и БТИ.

Хотя в БТИ Московской области признаются, что и при таких комплексных проверках случаются ошибки — некапитальное строение принимают за капитальное, после чего просят его зарегистрировать. Из 20 тысяч экспертных обходов таких случаев было зафиксировано 42.

Много ли нашли скрытых построек?

В ходе проверок было выявлено порядка 200 000 нарушений, из них около 81 000 построек уже поставлены на кадастровый учет. В прошлом году всего в трех деревнях зафиксировали 162 нарушения. В д. Шульгино Одинцовского района 96 домов не соответствовали кадастровой карте. В Истринской деревне Новинки — 43, в д. Александровка Красногорского района — 23. Ну, а самое крупное несоответствие реальности с документами нашли в Одинцовском районе — там по кадастровой карте площадь дома составляет 452 квадратных метра, тое сть налогов с нее выплачивается 40 тысяч рублей, а реальный размер объекта -708 квадратов, то есть платить владелец должен на 15 тысяч рублей больше.

Какие постройки НЕ нужно регистрировать?

Регистрировать не нужно беседки, теплицы, колодцы и негабаритные бани. Вообще, постройка считается капитальной, если у нее есть основательный фундамент. Напомним, законом РФ предусмотрен налоговой вычет — 50 квадратных метров. То есть если площадь условной бани меньше, ставить на учет ее необязательною.

Что делать, если налоговое уведомление пришло по ошибке?

Если же по ошибке вам все же придет уведомление с просьбой зарегистрировать теплицу или беседку, позвоните по телефону, указанному в письме. Ваш звонок зафиксируют и при следующем обходе проверят участок еще раз.

Как зарегистрировать постройку?

Для начала необходимо вызвать кадастрового инженера и заказать у него технический план — он стоит порядка 10 тысяч рублей в зависимости от площади строения. Далее в мфц нужно сдать диск с данными и другие необходимые документы. В течение 12 рабочих дней можно будет получить выписку о зарегистрированных правах. Сведения в налоговую отправятся автоматически.

Ссылка на основную публикацию