Роль налогов эссе

Эссе по обществознанию на тему “Налоги” (11 класс)

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

Думаю, что великий французский философ Шарль Монтескье говорит здесь о проблеме сбора налогов. Я вполне согласна, что определение величины налога, собираемого с фирм и физических лиц, очень тонкая и сложная вещь, которая во многом определяет благосостояние общества, работу его фирм и мотивацию самих организаторов производства. Видимо, в переписке именно с ним, наша императрица Екатерина II высказала однажды мысль, что налоги – это паруса в корабле-государстве, которые могут или потопить корабль, обрушившись на него всей своей тяжестью, или вывести его в спокойную гавань. Монтескье абсолютно прав, говоря, что эта работа требует много «мудрости и ума».

Налоги – категория противоречивая. С одной стороны, они на более чем 80 % заполняют доходную часть бюджета, и гос-во заинтересовано в их увеличении, борясь с бюджетным дефицитом, обеспечивая содержание армии, образования, медицины, выплачивая всевозможные социальные пособия и выплаты. Но повышение налогов, т.е., по Монтескье, «той части, которую у подданных забирают», приводит к тому, что фирмы или уходят «в тень», или сокращают производство, или просто разоряются. В другом месте он говорит, что если некоторые лица платят слишком много – «их разорение обратится во вред обществу». А это чревато уменьшением налоговых поступлений во все бюджеты – федеральные, региональные и местные.

С момента своего возникновения гос-во всячески изощрялось в придумывании способов разрешить это противоречие. Вспомним нашего несчастного князя Игоря, убитого древлянами, или его жену Ольгу, которая справедливости ради, вынуждена была провести первую налоговую реформу на Руси и установить фиксированную дань. Может быть, наиболее показательной фигурой в истории нашей налоговой системы является Петр I, который постоянно нуждался в деньгах на войны и реформы. Благодаря своим финансовым мерам Петр увеличил сумму государственного дохода с 2 000 000 руб. в конце XVII в. до 10 186 000 руб. в 1725 г. В основном это было достигнуто путем увеличения косвенных налогов и введением подушной подати. При Петре была создана особенная должность “прибыльщиков”, на обязанности которых лежало наблюдение за правильным поступлением в казну доходов и взыскание новых предметов обложения (из таких прибыльщиков особенно заметен Курбатов, который предложил ввести гербовую бумагу). Историки, правда, говорят, что к концу правления Петра I уровень жизни большинства крестьян «располагался между крайней бедностью и состоянием выживания».

Некоторые современные развивающиеся страны устанавливают чрезвычайно высокие предельные налоговые ставки даже на очень низкие доходы. Самые высокие предельные налоговые ставки – 60% и более – были установлены в Иране, Марокко, Доминиканской Республике, Зимбабве и Камеруне. Неудивительно, что в течение 80-х годов среднедушевой реальный валовой национальный продукт (ВНП) в этих странах снижался. В пяти развивающихся странах: Гонконге, Индонезии, Маврикии, Сингапуре и Малайзии, – предельные налоговые ставки были значительно ниже, и там наблюдался быстрый экономический рост.

Для понимания проблемы сбора налогов надо знать их функции. У налогов имеются четыре основные функции: фискальная, регулирующая (экономическая), распределительная и контрольная. Налоги являются важнейшими поступлениями в государственный бюджет , и в этом состоит их фискальная функция. В нашей стране более 80% доходов бюджета дают налог на прибыль, НДС, налог на доходы физических лиц, ресурсные платежи, таможенные пошлины и акцизы .

Помимо фискальной функции, налоги используются государством как средство регулирования экономики через установление налоговых льгот, снижение налоговых ставок и др. Эти меры оказывают влияние на изменение структуры и темпов развития производства, определяют величину издержек и прибыль предприятий. Рост налогов снижает покупательную способность населения и, таким образом, определяет уровень его жизни.

Третья функция заключается в том, что посредством налогов государство изымает часть доходов организаций и физических лиц, концентрирует эти средства в государственном бюджете, а затем направляет их на решение экономических и социальных задач.

Контрольная функция налогов позволяет государству учитывать доходы организаций и физических лиц и на этой основе совершенствовать системы налогообложения, выявлять случаи неполной или несвоевременной уплаты налогов.

При этом, конечно, гос-во должно соблюдать известные еще со времен А.Смита основные принципы налогообложения : принцип справедливости , который предполагает равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам; принцип определенности , заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику; принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика; принцип экономии , который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Конечно, в каждом государстве есть свои особенности взимания налогов, но эти особенности существуют в рамках, по крайней мере, 3-х налоговых систем : пропорциональной, прогрессивной и регрессивной. Под прогрессивным налогообложением понимают увеличение ставки налога с ростом налогооблагаемой базы. Пропорциональная система налогообложения предполагает, что налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от величины дохода (плоская шкала). Регрессивное налогообложение — снижение ставки налога по мере увеличения уровня дохода налогоплательщика (НДС, лицензионный сбор за телевизоры в Великобритании).

Многих в нашей стране возмущает, что наша пропорциональная налоговая система предполагает одинаковый 13%-й налог для всех при нашем нынешнем большом социальном расслоении и люди требуют введения прогрессивной ставки для олигархов. Но – вспомним Депардье, который в 2012 году отказался от французского гражданства и принял российское, возмущенный прогрессивным налогом в 75% с дохода в 1 миллион евро на своей родине. Возможно, он не читал своего великого земляка Монтескье, но практичный ум актера и винодела подсказал ему это решение. Так поступят и наши олигархи и бюджет уменьшится!

Пожелаем же нашим законодателям « мудрости и ума» при определении величины налога.

Эссе на тему “Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе” – О. Холмс”

Избранное мной высказывание касается проблемы роли налогов в обеспечении достойной жизни обществу. Данная проблема актуальна и в настоящее время. Ведь люди всегда задавались и задаются вопросом: “Какую роль играют налоги в жизни общества?”

О. Холмс, американский юрист и правовед, отвечал на поставленной вопрос с позиции того, что налоги необходимы для того, чтобы жить полноценной жизнью гражданина и быть обеспеченным благами цивилизации, которое может дать нам государство. Это прежде всего социальная поддержка, здравоохранение, транспорт, коммунальные услуги, армия и образование.

Обратимся к понятию налога. Налог – это обязательный денежный платёж физического или юридического лица в пользу государства на основе специального налогового законодательства. Среди видов налогов можно выделить прямые (подоходный, НДФЛ, налог на прибыль, на дарение) и косвенные (акцизы, НДС). Процесс изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства называется налогообложением. В процессе налогообложения государство выполняет несколько функций: фискальную, распределительную (социальную), стимулирующую, воспитательную и учётную. Первые две функции принципиально важны. Фискальная функция налогов обеспечивает финансирование государственных расходов на содержание государственного аппарата. Посредством этой функции реализуется также важнейшее общественное назначение налогов – аккумуляция финансовых ресурсов в бюджетной системе для удовлетворения интересов всего общества. Таким образом, осуществляются социальные, образовательные, военно-оборонительные, природоохранные функции и другие. Обеспечив себя и общество базовыми благами цивилизации, государственный аппарат переходит к остальным функциям. Нельзя не сказать о социальной, или распределительной функции налогов. Посредством налогов государство распределяет доходы для решение народнохозяйственных проблем (как производственных, так и социальных), финансирование крупных программ — научных, технических, экономических. Впоследствии эти программы смогут обеспечить общество необходимыми товарами и услугами.

Первым примером того, как налоговый сбор напрямую влияет на благосостояние граждан, может являться реформа промыслового налога в 1989 году. Это одна из самых удачных налоговых реформ нашей истории. Промысловый налог взимался в форме налога с капитала по ставке 0,15% Щадящий режим налогообложения предпринимательства стимулировал инвестиции в основной капитал. Общее поступление средств в бюджет оценивалось в 54 миллиона рублей. Данные меры несомненно улучшили положение народа во всех сферах общественной жизни, потому что государство используя фискальную и социальную функции распределило доходы не только на содержание собственного государственного аппарата, но и на важные составляющие общества, о которых я упоминала ранее.

Другим примером может послужить обратный процесс, который любой из нас может наблюдать в повседневной жизни. Многие налогоплательщики уклоняются от уплаты налогов, предписанных законодательством. Это приводит к низкому уровню эффективности налоговой системы. Причем процесс уклонения от налогов существенно влияет на жизнь общества, особенно когда он носит массовый характер, так как доходы государства этим путём сокращаются. Следовательно, уменьшается количество финансовых ресурсов, которые возможно было бы потратить на обеспечение человека благами цивилизации или, по крайней мере, потребительской корзины.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что О. Холмс был абсолютно прав в своих суждениях. Мы должны понимать уплату налогов не только как нашу конституционную обязанность, но и как средство обеспечения людей жизнью в цивилизованном обществе с полной доступностью экономических благ.

Эссе ЕГЭ

Авторский сайт Мельниковой Веры Александровны

16 ноября в 18.00 состоится вебинар на тему: “Сочинение по литературе в декабре”


–>

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ. Обществознание. Задание 29. Пример сочинения.29.3 Экономика: «Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О. Холмс)

В высказывании О.Холмса, американского юриста, содержится мысль о роли налогов, являющихся той ценой, которую люди платят за жизнь в цивилизованном обществе. Он поднимает проблему важности уплаты налогов, так как иначе невозможно будет построить цивилизованное общество, то есть общество, в котором созданы условия для достойной жизни его членов.

С мнением автора нельзя не согласиться. Да, действительно, налоги, как обязательные платежи, взимаемые государством с доходов и имущества, являются основной доходной частью государственного бюджета .Государственный бюджет, казна страны, — это те деньги, которые идут на оборону, чтобы мы жили под мирным миром, на социальную сферу, на создание достойной жизни людей. Образование, здравоохранение, пенсионные выплаты и многое другое является расходной частью бюджета, тратящейся на развитие и функционирование цивилизованного государства. Одной из конституционных обязанностей граждан является выплата налогов, и государство чётко контролирует поступление налогов в казну. Подтвержу вышесказанное примерами.

Известен факт, что почти 90 процентов госбюджета — это налоги. Поэтому вся социальная политика проводится с их помощью. Так, в известном издании — «Энциклопедии для детей» издательства «Аванта+» в томе «Экономика» приводятся интересные примеры использования налоговых средств из бюджета страны на развитие образования: на сегодняшний день во всех школах России есть Интернет, вводятся электронные учебники, строятся спортивные сооружения, среди которых не только спортплощадки, но и бассейны, тренажёрные залы. Эти примеры убеждают школьников — тех, для кого издаются эти книги , что вовремя выплаченные налоги идут на развитие образования. Детей приучают к правовой культуре уже со школьной скамьи.

Налоги должны выплачиваться регулярно. В РФ принят «Налоговый кодекс» ( 1998 г.), в котором чётко выделены права и обязанности налогоплательщика. Их должен знать каждый гражданин РФ. Среди обязанностей самая основная- своевременная уплата налогов физическими и юридическими лицами. Несоблюдение законов ведёт к ответным санкциям со стороны государства- от штрафов, прекращения предпринимательской деятельности до реального срока, если гражданин должен государству большие суммы денег.

Таким образом, цивилизованное государство, в котором создаются достойные условия жизни, соблюдаются законы требует постоянного пополнения бюджета страны, и налоги — это наша цена за жизнь в таком государстве. Это должен чётко осознавать каждый гражданин, а основы правовой культуры необходимо формировать задолго до совершеннолетия.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Реферат: Понятие и роль налогов в жизни государства

Содержание

1 Понятие и роль налогов в жизни государства. 3

2. Понятие налогообложения. 8

3. Методы и принципы налогообложения. 10

Список использованной литературы. 16

Введение

Изучение учебной дисциплины по налоговому праву Республики Казахстан и зарубежных стран особенно актуально на современном этапе развития Казахстана как страны с рыночной экономикой.

Проблема совершенствования налоговых отношений является одной из наиболее сложных и противоречивых в практике проводимых реформ. В условиях рыночной экономики налоги служат одним из основных источников доходной части централизованного денежного фонда, пополнение которого зависит от эффективности финансовой деятельности государства.

Учебной целью является получение теоретических знаний о налоговой деятельности государства и обретение умений, навыков самостоятельной работы с нормативными актами в сфере налогообложения.

1 Понятие и роль налогов в жизни государства

Любому государству для обретения подлинной независимости и самостоятельности необходима, прежде всего, крепкая и стабильная финансовая база. В условиях рыночной экономики, как показывает опыт развитых стран, главной финансовой основой государства являются налоговые поступления в государственный бюджет от населения и хозяйствующих субъектов.

Налоги являются не только источником формирования финансовой базы государства, но и мощным инструментом государственного регулирования экономики. Налоги воздействуют на ход воспроизводственного процесса и выступают важным фактором обеспечения экономического роста. Налоги существуют столько, сколько существуют государства. Они возникают с появлением государства и являются основой его существования. В современной экономической литературе выделяются четыре основных этапа развития налогообложения.

К первому этапу можно отнести налогообложения, существующее в древнем мире и в средние века. Налоги на данном этапе развития существовали в виде бессистемных платежей (грабежи, контрибуция, дань, церковные сборы), преимущественно в натуральной форме.

Интересен факт перевода в налоги речных удобрений (ила) в древнем Египте (т.н. «Ниломер»). По мере возникновения и укрепления товарно-денежных отношений налоги принимали денежную форму.

Второй этап охватывает период с конца XVII века до последней трети XVIII века. В этот период развития общества налоги превращаются в основной источник доходов государственных бюджетов многих стран. Налогообложение приобретает определенную системность: появляются системы прямых и косвенных налогов, которые становятся важным элементом существования многих европейских стран и начинают требовать научного осмысления.

2. Понятие налогообложения

Согласно казахстанскому налоговому законодательству плательщиками являются все юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты Республики Казахстан. Понятие юридического и физического лица интерпретируется в Гражданском кодексе Республики Казахстан.

При определении субъекта налога используют два различных принципа: принцип территориального закона или принцип личного закона. В соответствии с принципом личного закона к уплате налогов привлекаются лишь национальные юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории страны налогообложения.

Иностранные граждане, временно или постоянно проживающие в этой стране, к уплате налогов не привлекаются, т. е. пользуются так называемым «налоговым иммунитетом».

Согласно принципу территориального закона определяющим для налогообложения выступают не столько свойства лица, сколько объект налога. К его уплате привлекаются все лица, независимо от своей государственной принадлежности, имеющие объект налогообложения. В соответствии с законодательством страны, в то же время данный принцип, как правило, дополняется принципом резидентства, в соответствии с которым налогоплательщиков подразделяют на резидентов и нерезидентов.

Для резидентов характерна «неограниченная налоговая ответственность», т. е. они подлежат налогообложению в этой стране на основе законодательства по всем своим доходам из любых источников, включая зарубежные. Для нерезидентов, напротив, существует лишь «ограниченная налоговая ответственность» – .

3. Методы и принципы налогообложения

В то же время объект и предмет налогообложения – понятия нетождественные. Предмет налогообложения – это имущество и нематериальные блага, с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Предмет налогообложения обозначает признаки фактического характера. Также объект налога необходимо отличать от источника взимания налога. Источником взимания налога является доход, из которого выплачивается налог. Это своеобразный резерв, используемый для уплаты налога. В одних случаях это может быть доход, в других – капитал налогоплательщика.

Объекты налогообложения можно разделить на следующие виды:

2) деятельность и ее результаты.

Права делятся на имущественные (право собственности на имущество, право пользования имуществом) и неимущественные (право на вид деятельности, ноу-хау). Деятельность и ее результаты, соответственно можно разделить на две части:

1) действия, к которым относятся реализация товаров, работ и услуг, ввоз товаров на территорию страны;

2) результаты (доход, добавленная стоимость).

Сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта, составляет налоговый оклад, который в большинстве случаев определяется плательщиком самостоятельно.

Список использованной литературы

Основная

1. Худяков А. И. Налоговое право РК (Общая часть). – Алматы, 2003 г.

2. Черник Д. Г. Налоги в рыночной экономике. – М., 1997 г.

3. Налоговое право России: Учебник для вузов /под ред. д.ю.н., проф. Ю. А. Крохиной. – М., 2003 г.

Дополнительная

5. Худяков А.И. Налоговая система Казахстана. Налоговые правонарушения. – Алматы, 1997 г.

6. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. – М., 1993 г.

Нормативные документы

9. Закон РК «О борьбе с коррупцией» от 02.07.1998 г.

10. Закон РК «О государственной службе» от 23.07.1999 г.

11. Некоторые вопросы Министерства финансов Республики Казахстан: Постановление Правительства РК от 3.09.2002 г. № 969.

12. Вопросы Налогового комитета Министерства финансов РК: Постановление Правительства РК от 9.10.2002 г. № 1102.

Эссе Налоги

Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. Оливер Холмс

Налоги – деньги, которые возвращаются каждому

Налоги – это цена, которую мы платим

за возможность жить в цивилизованном обществе.

Никого из нас не радует необходимость платить любые, даже маленькие налоги, ведь хороших налогов не бывает. Но без налогов государство не может существовать в принципе. Ещё Новалис говорил: «Гражданин должен платить налоги с тем же чувством, с каким влюбленный дарит своей возлюбленной подарки».

Что же такое налог? Налог – это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств, которые формируются, в том числе и за счет налоговых поступлений.

Механизм сбора налогов совершенствовался человечеством тысячелетиями. И все же если проанализировать систему налогов, действовавших в Римской империи, то мы обнаружим там зачатки тех же принципов налогообложения, какими пользовались и в конце XX века.

Каждый гражданин хочет жить в стране богатой и процветающей, и при этом стремится к благополучию своей семьи. Богатство и процветание во многом зависит от уплаты налогов. Налоговые поступления являются источником средств государственного бюджета, которые идут, например, на выплату заработной платы учителей и врачей, пособий малообеспеченным и многодетным семьям, на оплату компенсаций при чрезвычайных ситуациях и многое другое.

История Древней Руси описывает интересные события, связанные с налогами: крестьяне долго продолжали топить избы по-черному, но не потому, что не умели складывать печи, а потому что существовал особый налог на дым. Пётр Первый ввёл налог на бороды, чтобы «ударяя по карману, приучить своих подданных ежедневно бриться».

Хотя система налогообложения имеет древние корни и опыт человечества в этой сфере огромен, по сей день не утихают споры о том, как лучше устроить налоговую систему. С одной стороны, чем большую долю доходов граждан и фирм государство держит в своих руках, тем лучше оно может помочь социально незащищенным группам граждан, активнее поддержать развитие в стране образования, здравоохранения, науки, культуры, спорта, направить на содержание правоохранительных органов, государственное управление, международную деятельность, энергетику, строительство дорог…С другой стороны, имеющийся мировой опыт показывает, что чем слабее налоговый гнет на экономику, тем быстрее она развивается.

Поиск идеальной системы налогообложения продолжается, налоги должны приспосабливаться и к особенностям страны, и к обычаям ее граждан, и к развитию экономики данного государства.

Мы вырастем и для страны родной

Свои приложим молодые силы.
Доходами поделимся с казной:
Ведь коль полна казна – сильна Россия!

Ссылка на основную публикацию